Подходы к оцениванию
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования сказано, что учащиеся должны владеть основами самоконтроля, самооценки, саморегуляции, а также взаимоконтроля и взаимооценки.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет чёткие требования к системе оценки. Она должна:
- фиксировать цели оценочной деятельности: ориентировать на достижение результатов обучения (предметных, метапредметных и личностных); обеспечивать комплексный подход к оценке результатов образования; обеспечивать возможность регулирования функционирования системы образования на основе полученной информации об уровне достижения планируемых результатов обучения;
- фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;
- фиксировать условия и границы применения системы оценивания.
Существующая практика оценивания не соответствует такой организации учебного процесса. Это несоответствие практики и новых требований, предъявляемых к проведению процедуры оценивания, приводит к следующим противоречиям:
- обучение проводится непрерывно, оценивание — дискретно;
- предъявляются требования к предметным и метапредметным результатам обучения школьников, а оцениваются только предметные;
- развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оценивается только деятельность во время урока;
- цель образования — развитие ребёнка, цель оценивания — констатация факта соответствия его знаний стандарту.
Очевидно, что необходимы новые подходы к системе оценивания, которые помогут избежать вышеперечисленных противоречий.
Сравнительный анализ подходов к системе оценивания
Показатель |
Традиционные подходы к оцениванию |
Подходы к оцениванию в условиях ФГОС |
Предмет оценивания | Предметные результаты, ЗУН | Предметные и метапредметные результаты |
Время оценивания | На уроке | В урочной и внеурочной деятельности обучающегося |
Цель оценивания | Сравнение уровня обученности обучающегося с требованиями обязательного минимума содержания; для проверки качества работы учителя | Оценивание прогресса каждого обучающегося, корректировка процесса обучения; поиск путей улучшения качества знаний (формирующее оценивание); сравнение уровня обученности обучающегося с требованиями стандарта; проверка качества преподавания учителя (суммативное оценивание) |
Анализ результатов оценивания
|
Сравнение результатов с обязательным минимумом содержания
|
Анализ результатов в динамике; сравнение результатов обучающегося с ранее полученным результатом (формирующее оценивание); сравнение результатов обучающегося со стандартами (суммативное оценивание) |
Шкала оценивания | Пятибалльная | Разрабатывается образовательной организацией |
Критерии оценивания | Единые | Разрабатывается образовательной организацией |
Периодичность | Согласно нормативным документам | Определяется учителем (формирующее оценивание) согласно оценивания нормативным документам (суммативное оценивание) |
Участники оценивания
|
Учителя; администрация; внешние проверяющие организации
|
Учителя; обучающиеся (самооценка, взаимооценка); классные руководители; служба сопровождения (психолог, социальный педагог, логопед); органы соуправления (совет школы); социальные партнёры; администрация образовательной организации; внешние проверяющие организации |
Место фиксации результатов
|
Официальные документы: классный журнал (на бумажном носителе); дневник; электронный журнал; аттестат | Разрабатываются в образовательной организации: таблицы для фиксации результатов; тетради наблюдений за достижениями обучающихся; электронные порталы и т.д.; электронный дневник; электронный журнал; аттестат |
Таким образом, для преодоления существующих противоречий, возникающих при оценивании предметных и метапредметных результатов обучения, необходимо изменить подходы к самому процессу оценивания, а именно разработать систему оценивания, базирующуюся на новых технологиях.
Одна из таких технологий — технология формирующего оценивания.
Теория формирующего оценивания
Для эффективного оценивания необходимо комплексно применять формирующее и суммативное оценивание.
Под формирующим оцениванием понимается оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения.
Основная цель формирующего оценивания – мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. Основной чертой формирующего оценивания является применение приёмов и методов, улучшающих качества знаний обучающихся. Данный вид оценивания является инструментом обратной связи для учителя и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние уровня обученности и определить перспективы дальнейшего развития обучающегося. «Формирующее оценивание будет являться таковым только в том случае, если его результаты будут немедленно использоваться для определения новых путей и форм обучения» (Л. Шепард). Для проведения формирующего оценивания не важно, какие его формы используются. Это могут быть тесты, опросы, проекты, выступления… Формирующим оценивание делает не набор определённых форм, а цель проведения – личный прогресс ребёнка в обучении.
Суммативное оценивание проводится с целью определения соответствия знаний обучающихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности школьников.
Если формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и обучающимся для достижения образовательных целей, то суммативное оценивание осуществляется, как правило, внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей, при суммативном оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания
При формирующем оценивании шкала, так же как и критерии, может разрабатываться учителем и учениками, быть как балльной, так и вербальной, безотметочной. При суммативном оценивании используется стандартная пятибалльная шкала.
Проводится оно по единым критериям. При формирующем оценивании результаты могут фиксироваться как в официальных документах, таких, как бумажный и электронный классные журналы, дневниках обучающихся, так и в портфолио, личных дневниках достижения школьников. При суммативном оценивании все результаты фиксируются в документах государственного образца, таких, как, например, аттестаты, табели, личные дела обучающихся.
Отличается и периодичность проведения формирующего и суммативного оценивания. Если время проведения формирующего оценивания зависит от решения самого учителя (оно может быть проведено по итогам прохождения частей темы, по итогам выполнения отдельных заданий, а также по итогам прохождения всей темы, раздела и т.д.), то суммативное оценивание проводится строго в соответствии с планами административного контроля, расписанием итоговой аттестации.
Таким образом, формирующее оценивание:
- должно помогать ребёнку учиться более эффективно и продуктивно;
- невозможно без обратной связи учитель – ученик;
- может быть и бальным и вербальным;
- проводится на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев;
- позволяет сравнить новые образовательные результаты ребёнка с его предыдущими образовательными результатами;
- невозможно без использования самооценки и взаимооценки.
Характеристики и условия проведения формирующего оценивания
Для того чтобы оценивание считалось формирующим, оно должно обладать несколькими характеристиками.
- встраивается в процесс преподавания и учения и является их существенной частью;
- предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками;
- нацеливает на то, чтобы помочь ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь;
- вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское оценивание;
- обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;
- укрепляет уверенность ученика в том, что каждый может добиться улучшений;
- вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
Оценивание является формирующим, если выполнены следующие условия:
- задания для оценивания соответствуют содержанию изученного материала;
- используются знакомые обучающимся и соответствующие их возрасту формы заданий, составленные таким образом, чтобы выявить возможные проблемы, возникающие в процессе обучения у каждого ученика, и показать учителю очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату (как ученик пришёл именно к такому ответу, не является ли его ответ случайным, необдуманным, непонятым самому ученику);
- результаты проведённого формирующего оценивания сразу же доступны для учителя и ученика; учитель и ученик будут иметь возможность по результатам оценивания планировать определённые действия, направленные на повышение качества знаний;
- процесс формирующего оценивания непрерывен; оно проводится не только по итогам прохождения определённого тематического блока, но и в процессе освоения нового материала: по итогам решения отдельных задач, выполнения заданий, изучения правил и т.д.;
- достижения обучающихся рассматриваются в их динамике; результаты данного оценивания сравниваются с предыдущими результатами этого же ученика.
Технология формирующего оценивания
Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимных действий учителя и обучающихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.
Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам
Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе разработки рабочей программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены (сгруппированы) образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) обучающихся по учебным темам. В разделе «Календарно-тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных результатов обучающихся.
Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся
Для того чтобы результат достижения цели обучения был диагностируемым, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя. Кроме того, цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы она была понятна ученику. Учитель может сформулировать две цели урока — одна для него самого, та цель, которую он собирается достичь, проведя урок. Вторая -для обучающихся, та цель, к которой могут стремиться они. Цели урока должны затем преобразовываться в образовательные результаты.
Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности обучающихся
Далее должны быть сформулированы задачи урока, направленные на достижение поставленных целей. Задачи урока должны отражать конкретные действия обучающихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.
Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке
При решении отдельных задач урока необходимо определить критерии (мерила) решения этих задач. Критерии могут разрабатываться самим учителем, а можно создавать их вместе с обучающимися при соответствующем уровне их подготовки. Критерии оценивания всегда должны быть известны школьникам заранее.
При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны быть:
- однозначными, то есть результат оценивания не должен зависеть от субъективного взгляда оценивающего и оцениваемого;
- понятными не только учителю, но и обучающимся, для того чтобы они могли, используя данные критерии, проводить самооценку и взаимооценку;
- быть чётко сформулированными.
Если критерии будут прозрачны, т.е., учащиеся будут знать, на что мы будем обращать внимание, то ученики будут:
- точно знать, какую работу они должны выполнить и что именно ждёт от них учитель
- у учителя не будет проблем с оцениванием работы ученика
- будет формироваться атмосфера доверия между учителем и учениками, действия учеников будут более самостоятельными.
Критерии оформляются в начале изучения темы, чтобы было легко оценить итоговую работу. Критерии должны быть деференцированы.
Например, критерии оценивания устного ответа обучающегося:
- Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) показывает понимание материала, которое определяется правильностью изложенного содержания, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки в содержании материала, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и вербальном оформлении излагаемого.
- Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно, то есть не передаёт всё содержание данного материала, и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает 3-4 ошибки в вербальном оформлении излагаемого.
- Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание больше половины соответствующего раздела изучаемого материала, допускает 1-3 ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл. Отметка«2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению им последующего материала.
Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями
После того как перечень критериев сформирован, необходимо оценивать деятельность обучающихся в строгом соответствии с содержанием выбранных критериев.
Шаг 6. Осуществление обратной связи
Для формирующего оценивания обязательным условием является организация обратной связи. Обратная связь имеет разные «векторы»: от учителя к ученику; от ученика к ученику; от ученика к учителю.
Важным условием при организации обратной связи является её обратный механизм: ученик должен получать «отклик» от учителя. Именно это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения обучающихся, формирование его собственного знания с целью осмысления ошибок школьников и выработки рекомендаций по их предотвращению.
От учителя к ученику Такая обратная связь осуществляется:
- в ходе оценивания деятельности обучающихся на отдельных этапах урока учителем. Её цель — указания на ошибки и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/ письменных при помощи системы условных обозначений;
- по итогам изучения отдельных тем (блоков, разделов) с целью обобщённого анализа ошибок всех обучающихся, выработки рекомендаций по их предотвращению.
От ученика к ученику Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе оценивания достижений обучающихся на отдельных этапах урока посредством взаимооценки.
От ученика к учителю Обратная связь от ученика к учителю осуществляется в ходе оценивания достижений обучающихся на отдельных этапах урока с целью определения проблем обучающихся в освоении материала, оптимизации методов и приёмов обучения, и педагогической рефлексии учителя с помощью листов самооценки, карт понятий, рефлексии (письменной/ устной), кластеров и др.
Обязательно обратная связь должна заканчиваться взаимодействием педагога с обучающимися, во время которого идёт обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.
Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений
При оценивании необходимо сравнивать образовательные результаты обучающихся с предыдущим уровнем их достижений. Сравнение идёт не с нормами, стандартами, а с уровнем, на котором находился обучающийся ранее. Это отражается в отметке школьников.
Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели
Определив личный «образовательный» прирост обучающегося, необходимо сопоставить достигнутый им на данном этапе результат с поставленной целью и проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период.
Игнорирование данного шага может привести к непониманию и непринятию обучающимися результатов суммативного оценивания. При сравнении образовательных результатов учащегося с его же предыдущими результатами, которое проводится при формирующем оценивании, может быть виден постоянный прирост знаний, прогресс ученика, который будет, безусловно, заслуживать положительного оценивания (например, вербального или в виде записи в дневнике) со стороны учителя. Тем не менее такой прогресс может быть недостаточным для получения высокой суммативной оценки при сравнении образовательных результатов обучающегося со стандартом. В этом случае ученик получит неудовлетворительную оценку, которая должна быть выставлена в официальные документы регистрации результатов суммативного оценивании (классные журналы, аттестаты и т.д.).
Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося
Для формирующего оценивания важно обеспечить обучающимся возможность выбора по различным направлениям: выбор заданий (домашних, зачётных и др.); исправление отметок;
выполнение заданий в различном темпе, ознакомление обучающихся заранее с заданиями, которые они должны будут выполнить обязательно; выбор направлений внеурочной деятельности.
Преимущества формирующего оценивания
Применяя приёмы формирующего оценивания, преподаватели развивают собственные способности и умения: во-первых, способность понимать, как учится ученик и как его лучше обучать, а во-вторых, умение помогать своим ученикам в развитии навыка самооценки, самоопределения и самоорганизации. Это делает и работу преподавателя, и учебную работу учеников более эффективной.
Формирующее оценивание позволяет вовлечь ученика в систему процесса обучения, дать ему возможность понять его слабые и сильные стороны в этом процессе и, следовательно, повысить его мотивацию к обучению. Кроме того, формирующее оценивание позволяет развить навыки само- и взаимооценки у обучающихся. Использование формирующего оценивания
позволяет научить школьников вырабатывать собственные стратегии получения необходимых знаний, то есть развивают навык умения учиться самостоятельно.
Ещё одно преимущество формирующего оценивания заключается в том, что само содержание его приёмов направлено на формирование определённых метапредметных умений (оно само по себе не только оценивает определённые предметные и метапредметные результаты обучения школьников, но и использует такие методы и приёмы работы, которые сами по себе способствуют достижению этих результатов). В таблице соотнесены этапы технологии формирующего оценивания и метапредметные образовательные результаты обучающихся, которые могут быть развиты на каждом этапе.
Этапы технологии формирующего оценивания и метапредметные образовательные результаты
Этапы |
Метапредметные результаты |
Планирование целей обучения | Целеполагание; анализ условий достижения целей; выбор целевых приоритетов |
Формулирование задач урока | Планирование обучающимися путей достижения целей |
Формулирование критериев деятельности обучающихся на уроке
|
Формулирование обучающимися вопросов, необходимых для организации своей деятельности; самостоятельная оценка учениками правильности выполнения действий по достижении поставленных целей |
Осуществление обучающимися оценки, самооценки, взаимооценки по критериям
|
Самостоятельное оценивание правильности выполнения действий по заранее выработанным учителем и учениками критериям; осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи; отображение в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи |
Осуществление обратной связи | Сравнение разных точек зрения на обсуждаемые вопросы; осуществление рефлексии, в том числе коммуникативной |
Сравнение результатов оценивания с предыдущими результатами данного ученика и корректировка образовательного маршрута | Выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективных из них
|
Сами приёмы формирующего оценивания направлены на развитие метапредметных результатов.
На первом этапе работы учитель совместно с обучающимися вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд, раздаётся школьникам и т.д.). На втором этапе — обучающиеся выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя заранее разработанный алгоритм, ученики рассказывают о результатах индивидуальной работы, объясняя вслух логику своего рассуждения при выполнении задания.
Такое алгоритмизированное высказывание позволит учителю немедленно выявить проблему данного ученика, если она существует, и объяснить обучающемуся, в каком месте алгоритма произошла ошибка и каковы причины её возникновения.
Кроме самого оценивания такая форма работы позволяет достичь таких метапредметных результатов, как:
- умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (познавательные УУД);
- способность устанавливать причинно-следственные связи (познавательные УУД);
- умение логически рассуждать (познавательные УУД);
- способность отображать в речи содержание совершаемых действий (коммуникативные УУД);
- способность самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в его исполнение как в конце, так и по ходу его реализации (регулятивные УУД).
Приёмы формирующего оценивания
В зависимости от содержания и формы проведения все приёмы формирующего оценивания могут быть классифицированы в несколько групп.
Сочинения. Эссе. Заметки — Написание различных видов письменных работ, отражающих процесс понимания обучающимися изученного материала. Проводится по итогам изучения тем, разделов, блоков. Форма работы — письменная, индивидуальная
Высказывания — Составление высказываний, рассуждений обучающимися, построенных таким образом, чтобы выявить проблемы в освоении материала. Проводится по итогам изучения материала, выполнения упражнений, тестов. Форма работы устная, индивидуальная
Матрицы. Алгоритмы. Карты — Заполнение обучающимися таблиц, карт понятий, составление алгоритмов по итогам освоения материала. Форма работы письменная, индивидуальная или групповая
Таблицы оценивания — Заполнение учителем таблиц оценивания различных предметных и метапредметных результатов обучающихся, выполняемое в ходе работы учащихся над проектом, исследовательской работой и т.д. Форма работы письменная, выполняется учителем
Сигналы — Подача обучающимися различных сигналов, свидетельствующих об уровне понимания объясняемого материала. Форма работы устная, групповая
Ученик в роли учителя — Выполнение учениками роли учителя объяснение материала, помощь одноклассникам, проверка работ, составление тестов. Форма работы устная и письменная, индивидуальная или групповая
Перевод информации — Перевод одного вида информации в другой (таблицы, схемы, тексты, графики, рисунки и т.д.). Форма работы устная или письменная, индивидуальная или групповая
Выводы
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и обучения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание
Формирующим оценивание делает не вид метода, а цель оценивания – помощь обучающимся достичь поставленных целей, оценить индивидуальный прогресс и определить пути преодоления трудностей. При проведении формирующего оценивания необходимо соблюдать технологию формирующего оценивания.
Использование большого количества разнообразных приёмов формирующего оценивания не является гарантом его эффективности. Более того, злоупотребление ими может привести к большим временным затратам, что приведёт к уменьшению времени на основное содержание урока. Каждый педагог имеет возможность выбрать наиболее универсальный метод для удовлетворения потребностей в формирующем оценивании.
Отбор приёмов формирующего оценивания удобно осуществлять способом «просева». Сначала определить объект оценивания, а из приёмов – выбрать те, которые подойдут для обучающихся, а затем те, которые необходимы для оценивания определённых результатов обучения.
Под объектом оценивания понимаются те знания или процессы их получения, которые мы планируем оценить при помощи формирующего оценивания. Выделяют четыре таких объекта:
1) процесс изучения нового материала;
2) понимание изученного материала;
3) процесс размышления;
4) результаты суммативного тестирования.
Сохранить текст выступления