Развитие творческих способностей младших школьников как педагогическая проблема

1. Этапы формирования творческих способностей на уроках литературы

1.1.Разработка проблемы формирования творческих способностей

Для эффективной работы по улучшению результатов развития творческих способностей необходимо:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное  произведение (сопереживать  героям, эмоционально  откликнуться на прочитанное)
  • Учить детей  чувствовать и  понимать образный  язык художественного  произведения  (выразительные  средства, создающие  художественный образ)
  • Развивать поэтический слух  детей, накапливать эстетический опыт  слушания художественных произведений изящной  словесности, воспитывать  художественный  вкус.
  • Формировать потребность  в  постоянном чтении книг. Развивать  интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателям  произведений словесного  искусства
  • Обогащать чувственный опыт ребенка, его  реальные  представления об  окружающем мире и природе.
  • Формировать эстетическое отношение ребенка к  жизни.
  • Расширять кругозор через чтение книг различных жанров, обогащать нравственно-эстетический и  познавательный опыт ребенка
  • Обеспечивать достаточно глубокое  понимание содержания произведения.
  • Обеспечивать развитие речи школьника и  активно  формировать навыки чтения и речевые умения.
  • Работать с  различными видами текстов.
  • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

 

1.2.Методические приёмы формирования творческих способностей

С  целью совершенствования литературно-творческого развития учащихся я составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование литературно-творческих способностей учащихся. Все виды работы я разделила на 3 группы, так как технология приобщения учащихся к литературному творческому развитию видится мне через три взаимосвязанных компонента.

Банк заданий.

I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.

  1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
  2. Озаглавливание текста.
  3. Деление текста на части, составление плана.
  4. Определение темы текста, главной мысли.
  5. Определение типа текста.
  6. Подбор иллюстраций к тексту.
  7. По иллюстрации определить содержание текста.
  8. Составление диафильма.
  9. Выборочное чтение.
  10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
  11. Чтение для подготовки к пересказу.
  12. «Пропущенное слово» (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).
  13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
  14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, бригада из 2—3 человек восстанавливают его).

 

II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.

  1. 1.Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.
  2. 2.Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.
  3. Пересказ текста с определенным заданием.
  4. Составление по тексту кроссвордов.
  5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
  6. Подбор загадок к словам из текста.
  7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника (3 кл.)
  8. Составление ребусов к словам из текста.
  9. Работа со словарем фразеологизмов

 

III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

«Продолжи ряд» (небо хмурится; ива…; звезды…; осень…)

  1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).
  2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:

Волк и Красная Шапочка — про бабушку.

  1. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.
  2. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.
  3. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.
  4. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.
  5. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин…)
  6. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).
  7. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.
  8. «Фантазии» по пословице, картине, звуку.
  9. «Сотворчество» (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.)


В  организации творческого подхода к выполнению задания я выделила три этапа:

Первый этап — это  формирование  у  учеников  качеств, служащих предпосылками для творческой  деятельности: наблюдательности, общительности речевой и  общей  активности, хорошо  натренированной  памяти  и  быстроты  припоминания, сообразительности, привычки  анализировать и  осмысливать  факты. Для  творчества нужны воля, умение  преодолевать свою  лень и  объективные  трудности, активность  во  всех  делах и  в первую  очередь — в  познании. В  то же  время предпосылками  творчества  являются  мир  эмоций, способность  увлекаться, воображение. Предпосылки  творческой  деятельности я  формирую на  уроках  литературного чтения языковыми  играми и  различными  конкурсами, викторинами выступлениями  учащихся  на  утренниках и  на  обычных  уроках, так как эти  выступления за  рамки  повседневности  и  стандарта.

Второй блок — это элементы  исследовательской  деятельности учащихся в  познавательном  процессе, совместное выполнение поставленных  задач.

Третий блок — это  самовыражение  индивидуальности, личности  ученика  через творчество, главным  образом, через  различные  виды  искусства. Исполняя роль, дети  поднимаются  до  уровня  искусства, до  самовыражения: в драматизации  сказки ученик  входит  в  роль сказочного  героя, и  тогда в  произнесении  реплик он  поднимется до  самовыражения, когда прошу детей нарисовать  сюжетную картинку, отражающую момент  действия  в  рассказе, на  основе  воображения  и, разумеется, знания  жизни, они  вносят  что-то  своё, что-то  от  своей  личности, от  своего  видения  жизни, от  своего  понимания героев  или  события, — это самовыражение.

1.3. Методика развития связной речи младших школьников

Формирующий этап — цель, которого подобрать комплекс упражнений направленных на развитие связной речи младших школьников.

Подобран комплекс упражнений, направленных на содержательность, логичность, точность, выразительность, правильность произношения.

В первую группу упражнений, направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность отнесла следующие упражнения:

  1. Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своем котике (устно).
  2. Составь из слов два предложения.

Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

  1. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

  1. Прочитай. Составь из слов два предложения.

На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.

Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь? Почему?

  1. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.

 

Во вторую группу упражнений, направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:

1. Прочитай текст.

Подруги.

Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной. (Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения).

  1. Рассмотри рисунки. Составь текст на тему «Мы любим спорт».
  2. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши. /Есть, театр, в Москве, удивительный. На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают. Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям. Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит/.
  3. Прочитай начало сказки.

В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки. Однажды к мастеру пришел… . (Придумай продолжение сказки. )

  1. Составь текст из трех — четырех предложений на тему «Дятел — полезная птица». Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.
  2. Прочитай и сравни два заголовка: «Наш класс», «Наш класс дружный». Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни. ( Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три — четыре предложения.)
  3. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)

Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко; пролезть, упала, опечалилась, внимательно.

Таким образом, прежде чем развивать связную речь, необходимо использовать нестандартные приемы. обучения

1.4. Нестандартные приёмы обучения

Драматизация — один из самых распространенных видов детского творчества, она очень близка детям. Л. С. Выготский объясняет это 2 основными причинами. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко связывает художественное творчество с личными переживаниями. Во-вторых, причиной близости драматизации ребенку является непосредственная связь с игрой. В ходе драматизации образ, созданный на основе анализа элементов литературного произведения и собственных наблюдений детей, воплощается и реализуется в действительность, хотя бы и условную. Я, как и  многие педагоги, считаю драматизацию одним из эффективных приемов работы над художественным произведением, поскольку данный вид работы тесно связан с развитием творческого мышления, воображение ребенка, со становлением его эмоциональной сферы, опыта социального общения. Необходимо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, быть внимательным к тексту.

Мы с ребятами используем драматизацию разного уровня:

  • Оживление иллюстрации.: поймите, какие чувства испытывают герои.
  • Игра — импровизация по сюжетной картинке. Попробуйте из данной мизансцены найти выход, спрогнозируйте дальнейшее развитие сюжета.
  • Постановка групповых и индивидуальных живых картин, пантомима.
  • Произнесение отдельных реплик героя с установкой не только
  • интонационной, но и пластической выразительности.
  • Чтение по ролям с присутствием или отсутствием автора.
  • Чтение за героев там, где говорится о героях. Ребенку нужно поставить себя на место героя, вжиться в образ, попробовать говорить и действовать за него.
  • Постановка спектакля. Высший уровень драматизации. Результат возможен только при активном включении каждого ребенка в создание спектакля.

Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры-драматизации. Ребёнку предлагаю представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.

Сначала использую готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволяет учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.

Назову возможные формы драматизации применяемые мною  на уроках:

  • Пальчиковый театр;
  • Кукольный театр;
  • Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;
  • Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;
  • Спектакли по собственным сценариям;
  • Драматизация сказок

Данный вид деятельности очень удобен не только для проведения уроков  литературного чтении, но и как форма внеклассной работы

Об уровне развития ребёнка, о полёте его фантазии можно судить, читая детские сочинения. Сочинение – свобода для творчества. Это  та «морковка», которая формирует личность, повышает ученика в глазах  одноклассников, помогает учителю находить «изюминки» в высказываниях даже самых слабых учеников. Как же приятно, когда учитель хоть фразу, а чаще и всё сочинение, прочтёт притихшим детям, которые от чистого сердца аплодируют тебе, радуясь твоему успеху и зная, что сейчас и их строчечки будут прочитаны! Темы  для сочинений  разнообразны. Показателем творческих способностей детей явились, например, рифмованные строчки на тему:  «Мир наоборот»:

Детям очень нравится что-то выдумывать, проявляя оригинальность, нешаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою (Федотка Нытиков, Петя Ленивцев,  Витя Командиров), изобразить несуществующее животное, дать ему имя (Волкобык, Динозверь, Котозавр, Короводракон, Банкозверь), представить, как выглядят Кавот и Камут, придумать свои  вредные советы:

Моделирование сказки.

Экскурсия в комнату сказок  (Фильмотека)

Атмосфера враждебности, агрессивности детям противопоказана. Одни дети, находясь рядом с агрессивными людьми, сами заряжаются агрессивностью, другие становятся тревожными, подозрительными, живут в постоянном страхе. Ясно, что все взрослые хотели бы сделать жизнь детей радостной, наполненной положительными эмоциями. Но ребенок сталкивается с разными явлениями и объектами. Они могут вызвать самые различные переживания, в том числе и отрицательные: огорчения, слезы, гнев, отвращение, страх. Много разных эмоций вызывают болезни близких, забота о животных. Но для воспитания личности они положительны и необходимы, так как делают человека человеком, отзывающимся на все своим сердцем. Из подобных эмоций складывается сложный внутренний мир переживаний личности. Массу таких переживаний дает ребенку искусство — детская литература, сказки. Сказка является самым популярным жанром в начальной школе. Я обратила внимание на цитату В. А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка». Из этих слов родилась идея учить детей сочинять сказки, которые за несколько лет оформилась в систему работы над развитием литературного творчества младших школьников (написание сказок).

«Карты Проппа». На отдельных карточках пишутся основные элементы:

  • предписание или запрет;
  • нарушение;
  • вредительство или недостаток;
  • отъезд героя;
  • задача, стоящая перед героем;
  • встреча с дарителем;
  • волшебные дары;
  • появление героя; и т.д.

Сочинение стихов и хокку

Знакомясь c японскими трёхстишиями, дети сначала рисуют своё видение хокку, далее – придумывают своё:

Составление приглашений в театр по  прочитанным произведениям

Конкурс афиш

На уроках чтения и во внеклассное время ученикам предлагаю разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность, — головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки, перевертени

Формы  работы по развитию творческих способностей  учащихся

  • Созданы условия для проявления  творческой активности учащихся (проводятся  предметные  олимпиады, творческие конкурсы, выпущен сборник  творческих работ)
  • Создается банк творческих дел и находок учащихся  класса.
  • Ведется работа с  родителями.
  • Взаимодействие с ЦДТ по развитию творческих способностей
Сохранить текст выступления
Размещено в Обобщение педагогического опыта и отмечено .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *