Авторы: Миркаев Богдан Ришатович и Кобылаш Данил Сергеевич, ученики 4 В класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «СШ №40».
Руководитель: Першина Ирина Валериевна, учитель начальных классов.
Устное народное творчество выступает как хранитель философских, нравственных и эстетических ценностей народа. Сказки Югорской земли не являются исключением, в них в полной мере раскрываются неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси.
Научно-практическая значимость: результаты исследования, а также собранные материалы могут быть использованы на уроках литературного чтения, на уроках по изучению истории края, составляющих региональный компонент, на внеурочных занятиях, на классных часах, посвященных краеведению, в качестве иллюстраций к сказкам обских угров.
Актуальность исследования: исследование образов богов и духов в сказках народов ханты и манси даёт возможность раскрыть богатство и красоту внутреннего мира народов, издревле населяющих Югорскую землю.
Цель работы: исследовать мир богов и духов в сказках ханты и манси, представить свое творческое видение образов божеств обских угров.
Все это определяет задачи исследования:
- проанализировать и раскрыть многообразие художественного мира богов и духов сказок народов ханты и манси;
- классифицировать богов и духов по нравственной и социальной принадлежности;
- составить алфавитный словник богов и духов;
- раскрыть самобытность, духовное богатство культуры обских угров;
- представить собственное творческое видение образов богов и духов в иллюстрациях;
- популяризировать культуру коренных народов Югры.
Методы и приёмы исследования: теоретические методы — моделирование, абстрагирование, анализ, синтез, описание, метод сравнения, основанный на выявлении сходства и различия, методы социологического исследования (анкетные опросы,)
Объектом исследования стала наука анимистика – религия, учение которой полагает веру в духовных существ, в наличие собственной души и душ других существ, на примере сказок народов Крайнего Севера.
Предмет исследования: устное народное творчество, история, традиции народов Ханты и Манси.
Гипотеза исследования: мир богов и духов ханты и манси богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы.
Брошюра
Посмотреть брошюруВ ходе исследования мира богов и духов сказок ханты и манси сделан вывод: этот мир уникален, самобытен и неисчерпаем. А значит, работа по созданию образов богов и духов обских угров еще только в самом начале, и требуется продолжение исследования этого загадочного, притягивающего своей неизведанностью духовного мира северных народов.
Сказки народов ханты и манси – это сама мудрость народа, идущая из глубины веков и несущая своеобразие мироощущения сказителей. Несмотря на малочисленность этноса, ханты и манси сохранили свое фольклорное богатство и бережно передают его из поколения в поколение.
Исследование духовного мира сказок народов ханты и манси позволило прийти к следующим выводам:
- мир богов и духов сказок народов ханты и манси многолик и многообразен (в четырёхстах сказках упоминается 53 божества);
- богов и духов сказок народов ханты и манси можно классифицировать по социальной и нравственной принадлежности;
- общественных божеств в исследованных сказках обских угров больше, чем личных, это говорит о том, что выжить среди безбрежного моря тайги, топких болот можно, только держась вместе;
- преобладание почти в два раза добрых богов и духов над злыми подчѐркивает нравственный потенциал сказок народов ханты и манси: они учат добру, умению существовать в гармонии с природой;
- фольклорное творчество обских угров содержит в себе неисчерпаемый потенциал для художественного творчества.
Таким образом, нашла подтверждение гипотеза исследования: мир богов и духов ханты и манси богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы.
Результаты исследования имеют практическую направленность: дают возможность популяризировать устное народное творчество коренных жителей. Поэтому предлагается использовать представленный в работе материал как дополнительное пособие к занятиям по изучению литературы и истории народов Севера, а также в качестве иллюстраций к сказкам народов ханты и манси.
Сохранить исследовательскую работу