zashchita_diploma_fea

Внедрение ФГОС II поколения начального общего образования в части формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на примере МСОШ №40 г.Нижневартовска

Защита дипломной работы

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальной остаётся задача сохранения и укрепления здоровья детей. На данном этапе востребованными являются современные здоровьесберегающие технологии, направленные на обучение младших школьников самоорганизации здорового образа жизни и интеллектуального саморазвития.

Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья детей остаётся в числе наиболее важных.

  • является процесс формирования знаний о здоровом образе жизни, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья младших школьников.
  • являются способы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • является создание в образовательном учреждении условий, способствующих эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни, самоорганизации и интеллектуального саморазвития.

zashchita_diploma_02Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

  • изучить, обобщить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.
  • проанализировать состояние работы образовательного учреждения с целью составления плана работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • разработать дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Методы исследования:

  • изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;
  • сравнительный анализ существующего педагогического опыта в муниципальном образовательном учреждении г. Нижневартовска;
  • — педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни;
  • теоретический и практический анализ и синтез в рамках рассматриваемой тематики исследования.

zashchita_diploma_03Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Здоровье детей – один из критериев благополучия общества.

Сегодня среди детей, поступающих в школу, здоровых не более 10% и около 50% будущих учащихся не обладают функциональной готовностью к школьному обучению.

Существует более ста определений здоровья. Общепринятым считается то, что было дано в 1948 году Всемирной организации здравоохранения: Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия…

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно.

Все компоненты здоровья взаимодействуют друг с другом. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания здоровья.

zashchita_diploma_04Здоровье человека определяют Наследственная предрасположенность, Уровень развития медицины, Экологическая обстановка, Образ жизни человека

Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя в значительной степени он обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время зависит от мотивов деятельности человека.

Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

Центральный вопрос, который встаёт перед системой образования – как обеспечить здоровье учащихся: его сохранение, укрепление и восстановление.

Чтобы обеспечить здоровьесберегающий характер образования, требуется решить  всего 5 задач.

zashchita_diploma_05А именно:

  1. Обеспечить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса (в первую очередь – соблюдение требований СанПиНов).
  2. Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.
  3. Обеспечить гармоничное, соответствующее возрасту, развитие учащихся: а) физическое, б) психологическое, в) социальное.
  4. Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность грамотно заботиться о своём здоровье.
  5. Создать в школе условия для укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют максимально эффективно решать эти задачи.

Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья.

zashchita_diploma_06Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы

  • медикогигиенические технологии (МГТ);
  • физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
  • экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
  • здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Существуют и другие основания для классификаций здоровьесберегающих технологий.

zashchita_diploma_07
zashchita_diploma_08
zashchita_diploma_09

Наше образовательное учреждение работает по методике совместной продуктивной творческой деятельности (СПТД), что само по себе уже позволяет избежать множества проблем, связанных с тенденцией ухудшения психосоматического здоровья и социального благополучия детей.

Разработанный в школе образовательный мониторинг формирует пси­хологические установки субъектов образовательной системы на здо­ровый образ жизни.

На основе мониторинга проводится планирование работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

admin_slide
pedkol_slide
parents_children_slide

zashchita_diploma_11Принятие управленческих решений в ОУ основано на анализе:

  • состояния инфраструктуры ОУ
  • уровня сформированности ценностных ориентаций на культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • результатов количественной и качественной оценки физической и функциональной подготовленности учащихся;
  • готовности педагогического коллектива и родителей к партнерской деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • результатов внедрения коррекционных программ по саморазвитию и самосовершенствованию;
  • психофизиологических резервов, необходимых для успешного обучения.

zashchita_diploma_12Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
  • организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие помещений для медицинского персонала;
  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, включает:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
  • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию занятий по лечебной физкультуре;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • факультативные занятия;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

организацию дней здоровья.

 Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей, и т. п.;
  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

В нашей школе  в целях сохранения и укрепления здоровья, учащихся созданы следующие  условия:

  • реализуется программа «Здоровьесбережение как смыслоценностная основа учебно-воспитательной системы»;
  • благоприятный психологический климат в ученическом и педагогическом коллективах, атмосфера взаимоуважения, сотрудничества;
  • использование здоровьесберегающих технологий во время учебно-воспитательного процесса;
  • третий урок физической культуры, начиная со второго класса;
  • зимний сад, две зоны релаксации;
  • работа трех спортивных залов и бассейна;
  • одна прогулка (40 минут) в начальной школе, работающей в режиме полного дня;
  • наличие хорошо оборудованного медицинского и процедурного кабинетов, стоматологического кабинета;

Работа спортивных секций, кружков:

  • танцевальный коллектив «Цветы Севера»
  • студия танца «Синтез Па»
  • волейбол
  • баскетбол
  • закаливание
  • футбол
  • плавание

formy_roditeli_slideОдним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей

Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

zashchita_diploma_14Именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Вопросы охраны здоровья детей школьного возраста успешно решаются, если работа ведется по двум направлениям:

1 создание оптимальных внешнесредовых условий в школе – здоровьесберегающая педагогика;

2  воспитание у школьников на  уроках и во  внеурочной деятельности сознательного отношения к охране своего здоровья.

Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель – здоровый ученик»,  мы можем использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для  сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них  устойчивой мотивации к здоровому и безопасному образу жизни.

zashchita_diploma_15
zashchita_diploma_16
zashchita_diploma_17
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.
zashchita_diploma_18
zashchita_diploma_19

Для воспитания культуры здоровья необходимо:

  • вырабатывать у учащихся гигиенические навыки;
  • проводить профилактику вредных привычек;

вырабатывать устойчивую мотивацию на ЗОЖ через различные виды деятельности.

zashchita_diploma_20Во внеурочной деятельности необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья. (программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» по формированию здорового образа жизни, реализуемая в 1-ых классах МСОШ №40.

Основные задачи в решении проблемы здоровьесбережения:

  • разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий, сберегающих здоровье учащихся. методов профилактики утомляемости, методов повышения активности школьников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
  • создание комфортного микроклимата для развития интеллектуальной, эмоциональной и духовной сферы личности детей.

zashchita_diploma_21

Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

Сохранить выступление и презентацию
Размещено в Обобщение педагогического опыта и отмечено .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *