Защита дипломной работы
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальной остаётся задача сохранения и укрепления здоровья детей. На данном этапе востребованными являются современные здоровьесберегающие технологии, направленные на обучение младших школьников самоорганизации здорового образа жизни и интеллектуального саморазвития.
Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья детей остаётся в числе наиболее важных.
- является процесс формирования знаний о здоровом образе жизни, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья младших школьников.
- являются способы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- является создание в образовательном учреждении условий, способствующих эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни, самоорганизации и интеллектуального саморазвития.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
- изучить, обобщить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.
- проанализировать состояние работы образовательного учреждения с целью составления плана работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- разработать дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;
- сравнительный анализ существующего педагогического опыта в муниципальном образовательном учреждении г. Нижневартовска;
- — педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни;
- теоретический и практический анализ и синтез в рамках рассматриваемой тематики исследования.
Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Здоровье детей – один из критериев благополучия общества.
Сегодня среди детей, поступающих в школу, здоровых не более 10% и около 50% будущих учащихся не обладают функциональной готовностью к школьному обучению.
Существует более ста определений здоровья. Общепринятым считается то, что было дано в 1948 году Всемирной организации здравоохранения: Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия…
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно.
Все компоненты здоровья взаимодействуют друг с другом. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания здоровья.
Здоровье человека определяют Наследственная предрасположенность, Уровень развития медицины, Экологическая обстановка, Образ жизни человека
Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя в значительной степени он обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время зависит от мотивов деятельности человека.
Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
Центральный вопрос, который встаёт перед системой образования – как обеспечить здоровье учащихся: его сохранение, укрепление и восстановление.
Чтобы обеспечить здоровьесберегающий характер образования, требуется решить всего 5 задач.
- Обеспечить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса (в первую очередь – соблюдение требований СанПиНов).
- Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.
- Обеспечить гармоничное, соответствующее возрасту, развитие учащихся: а) физическое, б) психологическое, в) социальное.
- Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность грамотно заботиться о своём здоровье.
- Создать в школе условия для укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют максимально эффективно решать эти задачи.
Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы
- медико—гигиенические технологии (МГТ);
- физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
- экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
- здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Существуют и другие основания для классификаций здоровьесберегающих технологий.
Наше образовательное учреждение работает по методике совместной продуктивной творческой деятельности (СПТД), что само по себе уже позволяет избежать множества проблем, связанных с тенденцией ухудшения психосоматического здоровья и социального благополучия детей.
Разработанный в школе образовательный мониторинг формирует психологические установки субъектов образовательной системы на здоровый образ жизни.
На основе мониторинга проводится планирование работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Принятие управленческих решений в ОУ основано на анализе:
- состояния инфраструктуры ОУ
- уровня сформированности ценностных ориентаций на культуру здорового и безопасного образа жизни;
- результатов количественной и качественной оценки физической и функциональной подготовленности учащихся;
- готовности педагогического коллектива и родителей к партнерской деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- результатов внедрения коррекционных программ по саморазвитию и самосовершенствованию;
- психофизиологических резервов, необходимых для успешного обучения.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию занятий по лечебной физкультуре;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
- внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
- создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
- проведение часов здоровья;
- факультативные занятия;
- занятия в кружках;
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
организацию дней здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей, и т. п.;
- приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
В нашей школе в целях сохранения и укрепления здоровья, учащихся созданы следующие условия:
- реализуется программа «Здоровьесбережение как смыслоценностная основа учебно-воспитательной системы»;
- благоприятный психологический климат в ученическом и педагогическом коллективах, атмосфера взаимоуважения, сотрудничества;
- использование здоровьесберегающих технологий во время учебно-воспитательного процесса;
- третий урок физической культуры, начиная со второго класса;
- зимний сад, две зоны релаксации;
- работа трех спортивных залов и бассейна;
- одна прогулка (40 минут) в начальной школе, работающей в режиме полного дня;
- наличие хорошо оборудованного медицинского и процедурного кабинетов, стоматологического кабинета;
Работа спортивных секций, кружков:
- танцевальный коллектив «Цветы Севера»
- студия танца «Синтез Па»
- волейбол
- баскетбол
- закаливание
- футбол
- плавание
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Вопросы охраны здоровья детей школьного возраста успешно решаются, если работа ведется по двум направлениям:
1 создание оптимальных внешнесредовых условий в школе – здоровьесберегающая педагогика;
2 воспитание у школьников на уроках и во внеурочной деятельности сознательного отношения к охране своего здоровья.
Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель – здоровый ученик», мы можем использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них устойчивой мотивации к здоровому и безопасному образу жизни.
Для воспитания культуры здоровья необходимо:
- вырабатывать у учащихся гигиенические навыки;
- проводить профилактику вредных привычек;
вырабатывать устойчивую мотивацию на ЗОЖ через различные виды деятельности.
Во внеурочной деятельности необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья. (программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» по формированию здорового образа жизни, реализуемая в 1-ых классах МСОШ №40.
Основные задачи в решении проблемы здоровьесбережения:
- разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий, сберегающих здоровье учащихся. методов профилактики утомляемости, методов повышения активности школьников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
- создание комфортного микроклимата для развития интеллектуальной, эмоциональной и духовной сферы личности детей.
Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
Сохранить выступление и презентацию