duhovno-nravstvennoe_razvitie_fea

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников как ключевое требование новых ФГОС

Выступление на Городском методическом объединении 22 марта 2012 года

Один из важнейших факторов модернизации современной России – создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Важнейшей целью современного образования и   одной из приоритетных  задач общества  и государства является  воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.

duhovno-nravstvennoe_razvitie_03

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы, концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы.

В Концепции определены направления развития и воспитания обучающихся в сфере личностного развития, общественных и государственных отношений.

В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить

  • Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
  • Формирование морали
  • Развитие совести
  • Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций
  • Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
  • Осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать
  • Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.

В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить

  • Осознание себя гражданином России
  • Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам
  • Развитость патриотизма и гражданской солидарности
  • Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия
  • Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
  • Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого.
  • Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
  • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
  • Духовную, культурную и социальную преемственность поколений

В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить

  • Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления
  • Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций
  • Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны
  • Укрепление национальной безопасности.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

  • усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
  • общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
  • содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

duhovno-nravstvennoe_razvitie_08

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

 Базовые национальные ценности определяют:

  • отбор учебного содержания по инвариантным и вариативным общеобразовательным дисциплинам;
  • основное содержание программ воспитания и социализации;
  • содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций и иных социальных субъектов

 

Традиционными источниками нравственности являются Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

duhovno-nravstvennoe_razvitie_09

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся

Уклад школьной жизни

  • Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
  • Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
  • Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
  • Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений
  • Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

  • Нравственного примера педагога (учитель и родитель – ведущие субъекты воспитания; ценность Учителя – главная национальная ценность)
  • Социально-педагогического партнерства (согласование усилий всех субъектов воспитания и социализации на основе общих воспитательных идеалов и ценностей)
  • Непрерывного личностного развития обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека; взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов)
  • Интегративности программ духовно-нравственного воспитания (единство учебно-воспитательного процесса)
  • Социальной востребованности воспитания (взаимосвязь образования, духовно-нравственного развития и жизни обучающихся)

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

В Концепции определены 4 ступени духовно-нравственного развития личности.

duhovno-nravstvennoe_razvitie_13

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

duhovno-nravstvennoe_razvitie_15

Требования к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО

  • Программа должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
  • В основу Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
  • Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции (Ч.III, п.19.6).

 

Структура программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  включает:

  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО (воспитательный идеал, задачи в области формирования личностной, социальной и семейной культуры обучающихся).
  2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
  3. Принципы и особенности организации воспитания (концептуальная основа уклада школьной жизни)
  4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (по каждому из направлений организации воспитания )
  5. Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания)
  6. Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
  7. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
  8. Планируемые результаты (по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания).

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

duhovno-nravstvennoe_razvitie_17
duhovno-nravstvennoe_razvitie_18

 

Воспитательные  результаты распределяются    по  трем  уровням:

Первый уровень –первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.

Третий уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия.

duhovno-nravstvennoe_razvitie_19

Пути осуществления:

  • Учебный процесс,
  • Правовое и политическое просвещение,
  • Самообразование,
  • Использование потенциала СМИ,
  • Внеучебная воспитательная работа,
  • Участие в общественных делах школы,
  • Семейное воспитание,
  • Участие в деятельности общественных объединений,
  • Выполнение общественных  поручений.
duhovno-nravstvennoe_razvitie_21
duhovno-nravstvennoe_razvitie_22

Духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации

Сохранить текст выступления и презентацию
Размещено в Обобщение педагогического опыта и отмечено .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *