Выступление на Городском методическом объединении 22 марта 2012 года
Один из важнейших факторов модернизации современной России – создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы, концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы.
В Концепции определены направления развития и воспитания обучающихся в сфере личностного развития, общественных и государственных отношений.
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить
- Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
- Формирование морали
- Развитие совести
- Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций
- Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
- Осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.
В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить
- Осознание себя гражданином России
- Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам
- Развитость патриотизма и гражданской солидарности
- Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия
- Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
- Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого.
- Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
- Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
- Духовную, культурную и социальную преемственность поколений
В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить
- Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления
- Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций
- Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны
- Укрепление национальной безопасности.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
- усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
- общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
- содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности определяют:
- отбор учебного содержания по инвариантным и вариативным общеобразовательным дисциплинам;
- основное содержание программ воспитания и социализации;
- содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций и иных социальных субъектов
Традиционными источниками нравственности являются Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся
Уклад школьной жизни
- Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
- Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
- Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
- Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений
- Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
- Нравственного примера педагога (учитель и родитель – ведущие субъекты воспитания; ценность Учителя – главная национальная ценность)
- Социально-педагогического партнерства (согласование усилий всех субъектов воспитания и социализации на основе общих воспитательных идеалов и ценностей)
- Непрерывного личностного развития обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека; взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов)
- Интегративности программ духовно-нравственного воспитания (единство учебно-воспитательного процесса)
- Социальной востребованности воспитания (взаимосвязь образования, духовно-нравственного развития и жизни обучающихся)
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
В Концепции определены 4 ступени духовно-нравственного развития личности.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Требования к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО
- Программа должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
- В основу Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
- Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции (Ч.III, п.19.6).
Структура программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся включает:
- Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО (воспитательный идеал, задачи в области формирования личностной, социальной и семейной культуры обучающихся).
- Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
- Принципы и особенности организации воспитания (концептуальная основа уклада школьной жизни)
- Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (по каждому из направлений организации воспитания )
- Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания)
- Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
- Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
- Планируемые результаты (по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания).
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень –первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.
Третий уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия.
Пути осуществления:
- Учебный процесс,
- Правовое и политическое просвещение,
- Самообразование,
- Использование потенциала СМИ,
- Внеучебная воспитательная работа,
- Участие в общественных делах школы,
- Семейное воспитание,
- Участие в деятельности общественных объединений,
- Выполнение общественных поручений.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации
Сохранить текст выступления и презентацию